2017

Выставка-Исследование
Невидимый горизонт наблюдателя
Куратор: Марина Пугина
Фото: Иван Козлов
Видимым горизонтом называют линию, по которой небо как бы сливается с поверхностью Земли, а также всё видимое вокруг наблюдателя пространство. В контексте выставки это понятие приняло образ линии-круга, тесно связанного с личным кругозором и внутренним ощущением места.

«Невидимый горизонт наблюдателя» − это попытка зайти дальше «видимого», через реконструкцию детских воспоминаний о полётах на АН-2, представить историю о том, как самолёт, преодолевая необозримые территориальные границы, расширял личный горизонт художника.

Маршрут выставки проходит формально через круги и линии, живопись и графику, авторские высказывания и инсталляции, приметы времени и фотографии из личного архива: от сконструированных художественными образами воспоминаний к реальному документу.

Идея выставки логически выросла из проекта «Маршрут», который был создан Щигалевым летом 2017 года в рамках фестиваля «Длинные истории Перми». В нем художник визуализировал на одной из бетонных стен города карту воспоминаний о дороге из родного поселка Усть-Черная в Чусовой, впервые упомянув в своей работе АН-2: «самолёт был как автобус…однажды мы с мамой летели в больницу на самолёте». Этот принцип соотнесения авторского текста, появляющегося на стенах залов и объектов выставки – живописи, графики, инсталляции – художник использует и в «Горизонте наблюдателя».

Проект состоит из 4-х частей, в каждой из которых представлены инсталляции, графика, живопись и найденные объекты, снабженных авторскими текстами. На выставке представлена документация процесса исследования, предварявшего выставочный проект, а также предоставленный Пермским музеем авиации хвостовой стабилизатор самолета АН-2 (аутентичный объект без обшивки длинной 7 метров).

1 Зал. НУЛЕВАЯ ВИДИМОСТЬ

Инсталляция «Шум» (Радиола УРАЛ 114, фотографии из личного архива художника, графика на диаграммных дисках, фрагменты обшивки самолета АН-2 из собрания Пермского музея авиации, звук).

Инсталляция сопровождается авторскими текстами (надписи от руки на стенах зала).

Под видимостью понимают степень прозрачности атмосферы, характеризуемою расстоянием, на котором днем наблюдаемый объект становится невидимым для наблюдателя. Видимость в полёте определяется также условиями наблюдения с летательного аппарата, скоростью его полёта и характеристиками зрения пилота. Прямых методов измерения видимости нет.

Инсталляция «Шумы» построена вокруг старой радиолы «Урал-114». Проигрыватель транслирует звуковые помехи, возникающие в результате настройки. До места, где жил художник в детстве радиоволны не долетали. Охота на звук, становилась увлекательной игрой с двумя неизвестными: кто передаёт эти звуки сквозь метель и что они значат?

Абстрактная графика на диаграммных дисках, изначально предназначенных для фиксации времени, в работе художника отсылает к условному пространству, видимому из иллюминаторов самолёта. Настоящие иллюминаторы, подвешенные на некотором расстоянии от них, навязчиво напоминают об аналогии с реальным. На месте пластинки крутится графика, разглядеть которую практически невозможно из-за эффекта «мёртвой петли», но если сделать фотографию, своеобразный стоп-кадр, есть шанс поймать момент и изучить его. Рядом с ней две фотографии в рамках из личного архива автора: семейная фотография с родственниками из Хабаровска на фоне АН-2 и сам художник, выглядывающий из кабины самолёта.
2 Зал. ВЗГЛЯД НАБЛЮДАТЕЛЯ

Живописная серия «Навязчивые воспоминания» (триптих), 2017, холст/масло, диаметр 130 см.

Взгляд наблюдателя всегда проходит на некоторой высоте над поверхностью Земли. Множество точек касания лучей зрения с Землёй представляет собой окружность, которую называют видимым горизонтом наблюдателя.

Серия холстов, оформленных на круглых подрамниках, складывается в цикл «Обратный кадр». Деформированные и нарочито гиперболизированные предметы, изображенные на них, представляют собой сконструированные образы навязчивых воспоминаний автора, связанные с первыми полётами на АН-2. Это гигиенический пластиковый пакет, приборная панель из кабины самолёта и весы для сумок в зале ожидания.

3 Зал. ВИДИМЫЙ ГОРИЗОНТ

Инсталляция «Видимый горизонт», светодиодный фонарь, алюминиевая сетка, 2017

Линию, по которой небо как бы сливается с поверхностью Земли, а также всё видимое вокруг наблюдателя пространство называют видимым горизонтом. Расчет видимого горизонта и дальности видимости зависимости от высоты наблюдателя и наблюдаемого объекта.

Динамическая скульптура из алюминиевой сетки представляет собой абстрактную форму рельефа, абсолютно не привязанный к какой-либо местности. Вращаясь и отбрасывая тень, она захватывает зрителя в круговорот вечного движения к горизонту.

4 Зал. ДАЛЬНОСТЬ ВИДИМОСТИ

Материалы, найденные в ходе исследования:
- схема местных воздушных линий Пермской области (из личного архива пилота Владислава Мазеина)
- фотопленки, на которых запечатлена семейная хроника неизвестного (предположительно) сотрудника аэропорта Большое Савино (около 1989 – 1993 гг.).
- серия видно-коллажей (записи разговоров художника с родителями и дядей, с пилотом Владиславом Мазеиным, с пилотом Владимиром Большаковым) и найденные кадры любительской съемки полетов Ан-2 (из youtube).
- витрины с эскизами к инсталляции «Шум», карты топографических съемок Урала, схемы авиасообщений и макет самолета АН-2 (предоставлены музеем Пермского авиационного техникума), съемки аэродрома «Бахаревка» из личного архива пилота М. Асабина, фото-документация посещения Пермского музея авиации.

Расстояние, на котором очертания предмета становятся неразличимыми, вследствие мутности атмосферы называют дальностью видимости. При тумане дальность видимости менее одного километра, а в чистом арктическом воздухе — сотни. Часто дальность видимости называется просто видимостью.

Последний зал – своеобразный результат «полевых исследований», здесь представлены материалы, найденные при подготовке выставки: карты, книги, модели, фотографии из личных архивов и Пермского музея авиации, видео полётов АН-2, озвученные рассказами очевидцев, что позволяет представить ту часть истории, которая обычно остаётся нерассказанной.

В глубине зала, на карте Местных воздушных линий Пермской области (МВЛ ПО) отмечены маршруты, по которым когда-то летал АН-2, а также посадочные площадки и высота рельефа. Эта карта стала отправной точкой для графики художника, которого привлекла геометрия пространства и динамика перелётов.

Особое место в зале занимает «найденный архив», выставленный по принципу пленки кадр за кадром, он актуализирует проблему отношения личной забытой истории.